"Химические превращения"-урок7

 

СМЫВИНА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА 

учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №4" города Воскресенска Московской области

руководитель районного методического объединения учителей химии Воскресенского района

 

Урок "ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ" - 7

      

ТЕМА УРОКА "ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ"

 

 Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций; закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов; продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Оборудование:

На столе учителя:

1.Растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида кальция, фенолфталеина, метилоранжа, вода.

2. Свеча, спички.

3. 5 химических стаканов

4. Мультимедийная презентация.

 

 

На столах учащихся:

Раствор хлорида меди (II), железная скрепка (на нитке), две пробирки.

 

ХОД УРОКА

 

 

 

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель:

 

Здравствуйте, ребята. Садитесь. (слайд №1) Мы с Вами закончили тему «Химические превращения». Цель сегодняшнего урока – повторить, обобщить и закрепить основные понятия данной темы (слайд №2).

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (слайд №3): Что изучает химия?

Ученик:

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.

 

Учитель:

Что такое химические превращения?

 

Ученик:

Химическими превращениями или химическими реакциями называются явления, при которых одни вещества превращаются в другие.

 

Учитель:

Назовите признаки химических реакций.

 

Ученик:

Выделение тепла и света, изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение газа, изменение вкуса и запаха (слайд №4).

 

Учитель:

Определите признаки следующих химических реакций. Горение свечи (демонстрационный опыт и слайд№5).

 

Ученик:

Признак химической реакции – выделение тепла и света.

 

Учитель:

Реакция между хлоридом кальция и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№6).

 

Ученик:

Признак химической реакции – выпадение белого осадка.

 

Учитель:

Действие индикаторов на растворы кислот, щелочей и воду (демонстрационный опыт и слайд№7).

 

Ученик:

Признак химической реакции – изменение цвета индикатора.

 

Учитель:

Реакция между раствором «марганцовки» и раствором хлорида хрома (слайд №8).

 

Ученик:

Признак химической реакции – выпадение зеленого осадка.

 

Учитель:

Реакция между раствором хлорида железа (III) и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№9).

 

Ученик:

Признак химической реакции – выпадение бурого осадка.

 

Учитель:

Горение стальной проволоки в кислороде (слайд №10).

 

Ученик:

Признак химической реакции – выделение тепла и света.

 

Учитель:

Разложение оксида ртути при нагревании (слайд №11).

 

Ученик:

Признак химической реакции – изменение цвета с оранжевого на металлический.

 

Учитель:

Реакция между медью и азотной кислотой (слайд №12).

 

Ученик:

Признак химической реакции выделение бурого газа.

 

Учитель:

Какие же условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция?

 

Ученик:

Необходимо привести вещества в соприкосновение, перемешать вещества, нагреть до определенной температуры (слайд №13).

 

Учитель

: Можно ли условно записать химическую реакцию? (слайд №14).

 

Ученик.

: Да, можно. С помощью химического уравнения.

 

Учитель:

Что такое химическое уравнение?

 

Ученик:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических знаков, формул и коэффициентов.

 

Учитель:

Одинаковы ли все химические реакции? Какие типы химических реакций вы знаете?

 

Ученик:

Реакции соединения, разложения и замещения.

 

Учитель:

Что такое реакции соединения?

 

Ученик:

Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество.

 

Учитель:

Что такое реакции разложения?

 

Ученик:

Реакции разложения – это реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ.

 

Учитель:

Что такое реакции замещения?

 

Ученик:

Реакции замещения – это реакции, при которых атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.

 

Учитель:

Определите тип химической реакции (слайд № 15). Объясните, почему вы так решили?

 

Ученик:

Реакция разложения, т.к. из одного сложного вещества получилось два простых.

 

Учитель:

Определите тип химической реакции (слайд №16). Объясните, почему вы так решили?

 

Ученик:

Реакция замещения, т.к. атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.

 

Учитель:

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №17)

 

Ученик:

Уравнение №1, т.к. уравнения №2 и №3 относятся к реакциям соединения, а уравнение №1 – к реакции разложения.

 

Учитель:

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №18)

 

Ученик

Уравнение №2, т.к. уравнения №1 и №3 относятся к реакциям замещения, а уравнение №2 –: к реакции соединения.

 

Учитель:

Откройте рабочую тетрадь. Запишите сегодняшнее число. Тема урока «Химические превращения». Решите задачу (слайд №19). Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Опустим в пробирку с раствором хлорида меди (II) железную скрепку (на нитке). Соблюдаем правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (беседа по Т.Б.)

 

Ученики под руководством учителя опускают железную скрепку в раствор хлорида меди(II).

 

Учитель:

Запишите в тетради «Лабораторный опыт». Напишите формулы исходных веществ. Что может получиться в результате реакции? Напишите формулы продуктов реакции. Назовите каждое вещество.

 

Ученик (у доски)

Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu

Железо + хлорид меди(II) = хлорид железа(II) + медь

Учитель:

Определите тип реакции. Укажите признаки реакции.

 

Ученик:

Реакция замещения. Признаки химической реакции: появление красного осадка меди, изменение цвета раствора с голубого на зеленоватый (раствор хлорид железа(II)).

 

Оформление в тетрадях: Что делали, что наблюдали, уравнение реакции, вывод.

 

Учитель:

 

(слайд №20)

Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,

И дает ему поручение государственного значения:

«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.

Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.

Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.

Учитель:

О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?

«Ты знаешь газ легчайший – водород.

В соединенье с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете!»

Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.

Проверка задания – (слайд №22) .2О = 2Н2 2

                                                              вода = водород + кислород

 

Учитель:

Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок

 

Учитель:

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций. Укажите тип каждой реакции. Назовите вещества (слайд №23).

  1. Cu + O2 > CuO
  2. HCl > H2 +Cl2
  3. Ag2O + C > Ag + CO2

Ученики

(у доски):

1. 2Cu + O2 = 2CuO; реакция соединения

медь + кислород = оксид меди (II)

2. 2HCl = H2 +Cl2; реакция разложения

хлорид водорода = водород + хлор

3. 2Ag2O + C = 4Ag + CO2; реакция замещения

оксид серебра(I) + углерод (уголь) = серебро + оксид углерода(IV)

Учитель:

Составьте уравнения реакций по названию веществ (слайд №24). Пять человек, первыми выполнившие задание, получают оценки. После этого проверяем на доске

1. цинк + хлорид водорода = хлорид цинка + водород

2. калий + сера = сульфид калия

3. хлорид алюминия = алюминий + хлор

Ученики

 (в тетрадях):

 

1. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2; реакция замещения

 

2. 2K +S = K2S; реакция соединения

 

3. 2AlCl3 = 2Al + 3Cl2; реакция разложения.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке и подводит итог урока.

 

Сегодня на уроке мы повторили основные понятия темы «Химические превращения»: химические уравнения, типы химических реакция, названия сложных веществ - оксиды, хлориды, сульфиды. Закрепили навыки расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций и составления формул веществ.

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Химические превращения» (слайд №25).

Урок окончен. Спасибо за работу на уроке. До свидания! (слайд №26)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".